Экспозиция работ да Винчи обещает стать одним из крупнейших культурных событий года во Франции. Дирекция Лувра надеется, что ей успешно удастся провести переговоры с другими музеями, а также с частными коллекционерами о предоставлении полотен и рисунков да Винчи. С Италией уже подписано двустороннее соглашение по которому Франция за присланные произведения да Винчи направит ей шедевры Рафаэля на запланированную на 2020 год выставку. Она будет организована в римском Квиринальском дворце, официальной резиденции президента Италии.
В самой же Франции уже 2 мая пройдут мероприятия в память о 500-й годовщине ухода из жизни флорентийского художника, ученого и изобретателя. На церемонии, которые состоятся в таких исторических местах, как замки Амбуаз и Шамбор, президент страны Эмманюэль Макрон пригласил своего итальянского коллегу Серджо Маттареллу. Президенты, в частности, должны возложить венки на могилу да Винчи в часовне Сент-Юбер, при королевском замке Амбуаз.
Гость короля
64-летний Да Винчи прибыл во Францию в 1516 году по приглашению короля Франциска Первого. С собой во Францию он привез такие шедевры, как "Джоконда", "Иоанн Креститель" и "Святая Анна с Марией и младенцем Христом". А также чертежи, различные рабочие записи и дневники.
Да Винчи был удостоен титулов "главного королевского художника, главного инженера и главного архитектора". Причем "художником" он был оформлен на должность впервые — в Италии его в основном воспринимали как инженера. Да Винчи был назначен высокий оклад в 1 тыс. экю и предоставлен замок Клу (ныне Кло-Люсе), находящийся поблизости от королевского замка Амбруаз. Отношения его с королем были прекрасными — тот называл его "отец мой" и посещал чуть ли не каждый день.
Да Винчи провел во Франции три последних года жизни. Он организовывал праздники для короля, проводил различные инженерные работы, много рисовал животных и пейзажи, добавил завершающие штрихи к картине "Святая Анна". Считается — хотя это и не доказано — что ряд разработок да Винчи были уже после его смерти применены во Франции при строительстве замка Шамбор.
Художник в последний год жизни болел и умер 2 мая в Кло-Люсе. Согласно его воле, он был погребен в монастыре Сен-Флорентен, причем процессия, по его же воле, состояла из 60 нищих, несущих факелы. Во время французской революции монастырь подвергся разрушению. После этого прах художника был перенесен в часовню Сен-Юбер при дворце Амбруаз.
Каким образом картины, находившиеся во владении да Винчи, в частности "Джоконда", стали собственностью Франции, до сих пор не ясно. Согласно одной из версий их мог продать Франциску Первому натурщик и близкий друг да Винчи — Салаи (Джан Джакомо Капротти да Орено). Специалисты не исключают, что картины тому подарил да Винчи незадолго до своей кончины, составляя в апреле 1519 года свое завещание. Или передал в виде платы за работу.
Но возможны и другие варианты. Кличка Салаи переводится как "Дьяволенок" или "Порождение Дьявола". Да Винчи указывал в своих дневниках, что этот человек, находившийся у него в услужении с детских лет, неоднократно был уличен в воровстве.