Обширная коллекция, вместе со зданием Центрального дома художника находившаяся в собственности у ныне упраздненной Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), после скандалов и решения суда перешла в собственность государства. Теперь Министерство культуры занимается ее распределением по подведомственным музеям. В собрание входит 53 тыс. произведений живописи, скульптуры и других видов искусства, которые начиная с 1940-х годов приобретались Союзом художников СССР. После 1992 года коллекция не пополнялась, а затем вообще пошли распродажи — так в частные руки попали картины Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова, Владимира Стожарова и других мастеров (например, с аукциона Sotheby’s 2014 года, где за их работы было выручено около £2 млн).
Распределению подлежат все оставшиеся экспонаты. Их художественный уровень различен. Некоторые предметы покупались в конце года, просто чтобы закрыть отчетность. Другие, поступившие с республиканских и всесоюзных выставок, из мастерских видных художников, ныне могут встать в ряд современной классики.
В последние месяцы сотрудники Государственной Третьяковской галереи занимались описью этих произведений, был составлен каталог. Министерство создало специальную комиссию по распределению новообретенного имущества. Этот процесс курирует Музейно-выставочное объединение «РОСИЗО». В комиссию также вошли искусствоведы из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Российского национального музея музыки и Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля. В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
Наталия Чечель, замдиректора департамента музеев Министерства культуры, которая курирует в ведомстве вопросы, связанные с Музейным фондом, и возглавляет комиссию по распределению коллекции, рассказала нашему изданию, что Русский музей довольно скромно попросил всего лишь около 200 работ, выбрав их точечно. Третьяковка, впрочем, рассчитывает получить гораздо больше, порядка 2 тыс. — в качестве своего рода компенсации за разбор и описание коллекции. Но самый большой массив экспонатов, более 3 тыс., поедет в Калининградский музей изобразительных искусств, испытывающий большой недостаток в произведениях советской эпохи. По словам Чечель, для каждого музея кураторы подбирают маленькие тематические коллекции. Сами музеи присылают представителей, те изучают электронный каталог и оставляют заявки. Предпочтения самые разные. Например, ульяновский музей хотел получить произведения лауреатов Ленинской премии. Кто-то просит работы местных уроженцев, другие стремятся заполнить хронологические лакуны в экспозиции.
Наталия Чечель рассказывает, что эта работа по распределению оказалась действительно приятной: «Большое счастье, что так много вещей удается передать в регионы. Плохо, когда музеи в крупных городах стоят полупустые из-за отсутствия экспонатов. Например, музей города-миллионника Красноярска — для него мы выделили очень большую коллекцию».
На фестивале «Интермузей» в начале июня министр культуры РФ Владимир Мединский уже передал первые восемь приказов директорам, распределив более 3 тыс. предметов. Самый крупный из этого числа массив экспонатов — свыше 2 тыс. — получил московский Государственный музей-заповедник «Царицыно». В Белгородский государственный литературный музей передается 650 предметов, в Воронежский областной литературный музей им. И.С.Никитина — 278, в Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского — 62, в Оренбургский областной музей изобразительных искусств — 499, в Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького — 77, в Смоленский государственный музей-заповедник — 221, в Тверской государственный объединенный музей — 191 экспонат. Это была первая порция, следующая будет выделена через месяц. РОСИЗО уже приступило к выдаче счастливчикам их «посылок с подарками».