В коллекции Российского национального музея музыки хранятся экспонаты, которые рассказывают о российской и зарубежной музыкальной культуре. Среди них — нотные и литературные рукописи, исследовательские работы и книги, автографы и письма.
С февраля в фойе музея работает выставка «Экспомузыка». Здесь можно увидеть необычные музыкальные инструменты, редкие фотографии композиторов с дарственными надписями и архивные авторские партитуры. О самых интересных экспонатах выставки порталу «Культура.РФ» рассказал директор музея Михаил Брызгалов.
Автограф Михаила Глинки
Михаил Глинка. Романс «Молитва». Российский национальный музей музыки, Москва
Михаил Глинка написал романс «Молитва» в сентябре 1847 года в Смоленске. Первоначально это была пьеса без слов для фортепиано. Композитор посвятил ее своему другу и секретарю дону Педро Фернандесу Неласко Сендино, с которым познакомился во время путешествия по Испании. В 1855 году композитор переделал «Молитву» для голоса, хора и оркестра. Песню на слова Михаила Лермонтова «В минуту жизни трудную» впервые исполнила оперная певица Дарья Леонова.
На выставке можно увидеть дарственный автограф начальных тактов «Молитвы». Его передал в музей артист Оперного театра Зимина, певец и профессор Московской консерватории Назарий Райский. Экспонат состоит из трех фрагментов с подписью: «Автографъ Михаила Ивановича Глинки». Сверху к нему подклеена полоса нотной бумаги с названием и датой. Кому и когда Глинка подарил автограф, исследователи до сих пор не выяснили.
Эскизная тетрадь Бетховена
Эскизы Людвига ван Бетховена. Российский национальный музей музыки, Москва
После смерти Людвига ван Бетховена в 1827 году его имущество, в том числе автографы и черновики, распродавали на аукционах. В середине XIX века одна из эскизных тетрадей попала в коллекцию композитора-любителя графа Михаила Виельгорского. Он был лично знаком с автором, ездил на его концерт в Вену, чтобы послушать Пасторальную cимфонию (№6). В 1838 году в доме Виельгорского впервые в России прозвучала Девятая симфония Бетховена.
В конце XIX века эскизную тетрадь из петербургского собрания Виельгорского получил его внук, директор московского Румянцевского музея Михаил Веневитинов. Сначала она хранилась в домашней коллекции, а после его смерти попала в музей. В тетради сохранились темы и отрывки из Третьей симфонии, Крейцеровой сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе» и другие сочинения. С начала XX века многие отечественные музыканты, среди которых был Сергей Танеев, собирались опубликовать тетрадь. Все записи расшифровал музыковед-текстолог Натан Фишман, и в 1962 году их выпустили в трехтомном издании «Книга эскизов Бетховена».
Фотография Федора Шаляпина в опере Николая Римского-Корсакова «Садко»
Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя. Российский национальный музей музыки, Москва
Одной из первых работ Федора Шаляпина была роль Варяжского гостя в частной опере Саввы Мамонтова «Садко». Меценат уговорил артиста перейти из Императорского театра в свою труппу. Мамонтов восхищался его способностями: «Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите — и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу — поставим оперу!» А Шаляпин позже писал, что в новой труппе он «впервые в жизни почувствовал себя свободным, сильным, способным преодолеть все препятствия».
Премьера «Садко» состоялась 7 января 1898 года. Хореографические сцены в подводном царстве поставила будущая жена Шаляпина, прима-балерина из Италии Иола Торнаги. Декорации создали художники Константин Коровин и Сергей Малютин. Федора Шаляпина в роли Варяжского гостя запечатлел фотограф Вольф Чеховский. Певец подписал снимок на итальянском языке: «Пожалуйста, не забывай своего Федю и верь, что он тебя очень, очень любит. Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата не указано, но исследователи полагают, что им была Иола Торнаги.
Шэн
Шэн — китайский национальный инструмент. Российский национальный музей музыки, Москва
Шэн — один из древнейших музыкальных инструментов Китая. В переводе с китайского «шэн» означает «совершенная мудрость». Существует предание, что этот инструмент создала небесная покровительница людей — китайская богиня любви и бракосочетания Нюйва. Его форма напоминала очертания птицы Феникс, которая в мифологии олицетворяла собой бессмертие. В середине XVIII века шэн появился в Европе: его привез из Китая придворный скрипач Екатерины II — Иоганн Христиан Вильде.
Шэн относится к семейству гармоник, иногда его даже называют китайским губным органом. Раньше он состоял из 17 бамбуковых трубочек разной длины, которые помещали в тыкву. Сегодня их заменили металлические дудочки и специальный корпус. К верхним трубочкам прикреплены бронзовые или медные язычки, а в нижних находится по одному боковому отверстию, которые при игре закрывают пальцами. Шэны, с их чистым и выразительным звучанием, до сих пор используют в фольклорной музыке Китая, особенно в оркестровой.
Нотный автограф Гектора Берлиоза
Нотная запись мелом на грифельной доске Гектора Берлиоза. Российский национальный музей музыки, Москва
Французский композитор Гектор Берлиоз общался со многими русскими композиторами, дважды приезжал на гастроли в Москву и Петербург. 30 декабря 1867 года он дирижировал оркестром на Четвертом собрании Русского музыкального общества в Большом зале Благородного собрания. А перед этим посетил Московскую консерваторию в старом здании на Воздвиженке. В одном из классов на грифельной доске Берлиоз написал несколько нот, число и поставил свою подпись.
Чтобы сохранить память о визите известного композитора, доску покрыли лаком и хранили в кабинете директора Консерватории Николая Рубинштейна. В 1912 году она стала экспонатом Музея имени Рубинштейна, а затем Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Что это за мелодия и почему ее запечатлел композитор во время своего визита, исследователи выясняют до сих пор.
Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева
Сергей Прокофьев. Сонет (Керенскому). Российский национальный музей музыки, Москва
Сонет композитора Сергея Прокофьева посвящен военному министру Александру Керенскому. В 1917 году молодой Прокофьев был уже известен в России и за рубежом как автор Классической симфонии и Скифской сюиты, нескольких сонат и концертов, фортепианных и вокально-инструментальных пьес. При этом он числился санитаром Красного Креста при Главном управлении в Зимнем дворце. Когда вышел приказ Керенского о дополнительной мобилизации (шла Первая мировая война), Сергей Прокофьев обратился к Александру Бенуа с просьбой оформить отсрочку призыва. Художник подключил к делу Максима Горького, который написал министру письмо. Прокофьев должен был лично его передать его министру, но не успел: застал Александра Керенского уже на выходе из Адмиралтейства.
В первом часу дня в вестибюле произошло оживление: забегали люди, кто-то крикнул автомобиль, по лестнице спустилась кучка народа с обоими адъютантами, в нескольких шагах от меня очутился человек в хаки с лицом Рахманинова… поговорил со швейцаром и окружающими — и уехал. Когда он уехал, я сообразил, что это Керенский, и, видя, что больше тут делать нечего, отправился домой»Из дневника Сергея Прокофьева
Через адъютанта Керенского Сергей Прокофьев все же получил отсрочку. Он сочинил ироничное стихотворение-сонет, которое отправил своей подруге, арфистке Элеоноре Дамской, знакомой с министром. В сонете Прокофьев намекает на ее восторженное отношение к Керенскому.
Безумный жрец, твоя душа дымится
Беспамятством и лавой огневой.
Ты исступленный гений бредовой,
Ты огнецвет и огненная птица.
Фотография Александра Скрябина в Бельгии
Александр Скрябин. Фотопортрет с автографом. Российский национальный музей музыки, Москва
Снимок композитор сделал в фотоателье «Клэри» в Брюсселе: в начале XX века он несколько лет гастролировал по Америке, Франции, Швейцарии, Италии и Бельгии. На фирменном паспарту он оставил свой автограф и дарственную подпись: «Вечерам современной музыки» — музыкальному кружку, который существовал в Петербурге в 1900–1912 годах. В него входили критики Вячеслав Каратыгин и Альфред Нурок, композиторы Иван Крыжановский и Аркадий Покровский, пианист Александр Медем. Они распространяли современные в те годы музыкальные сочинения, организовывали концерты. С 1909 года критик Владимир Держановский вместе с женой начали устраивать встречи кружка и в Москве. Именно ему Скрябин подарил свой брюссельский снимок. Также композитор начертил на фотографии нотные строчки, на которых записал коротенькие отрывки из Четвертой сонаты для фортепиано и «Поэмы экстаза», которую он сочинил летом 1905 года.