Обвал акций Netflix: кошмарные прогнозы начали сбываться

Обвал акций Netflix: кошмарные прогнозы начали сбываться

Компания Netflix опубликовала квартальный финансовый отчет 17 июня 2019 года. Согласно данным, которые видеосервис предоставил инвесторам, число подписчиков сервиса в США сократилось на 130 тыс., кроме того, развитие компании в целом происходит медленнее, чем ожидалось. Так, общее число подписчиков по всему миру составило 2,8 млн человек, тогда как по прогнозам их должно было быть вдвое больше. Издание Bloomberg отмечает, что это худший результат для компании с 2011 года, он привел к тому, что стоимость акций Netflix сократилась на 11%, до 320 долларов.

Впрочем, ряд экспертов считает, что это закономерный результат для популярного видеосервиса. Так, редактор издания RiskHedge Report Стивен МакБрайд оценил перспективы Netflix для американского издания Forbes. По мнению эксперта, позиции компании не так прочны, как может показаться на первый взгляд.

МакБрайд отмечает, что акции Netflix выросли на 8500% за последние десять лет благодаря популярности стриминга, а выручка за 2018 год превысила 15 млрд долларов. Таких результатов удалось добиться благодаря переманиванию к себе клиентов кабельного телевидения, считает эксперт. Так, за 2018 год половина американцев в возрасте 22–45 лет не смотрела кабельное ТВ вообще; 35 млн человек в стране отказались от услуг кабельного вещания за последние несколько лет.

Однако, по мнению эксперта, счастливые дни компании прошли. Стефен МакБрайд описал в колонке основные причины былого роста и грядущих проблем у видеосервиса.

Netflix начинал свою деятельность в области стриминга без каких-либо конкурентов. Более того, многие крупные медиакомпании помогали ему строить бизнес. Стриминговый гигант активно занимался электронной дистрибьюцией фильмов и сериалов, производимых другими студиями. В 2010 году Netflix подписал договоры с Disney и NBC. Видеосервис мог транслировать наиболее популярный на тот момент контент – например, сериалы «Офис» и «Друзья», а также фильм «Мстители». В результате на данный момент Netflix имеет 149 млн абонентов – это больше, чем у любой кабельной компании в США.

Конкуренты стали просыпаться только сейчас.

Одной из первых решила прекратить свое сотрудничество с Netflix компания Disney. Уже в 2019 году она собирается запускать свой собственный стриминговый сервис Disney+.

На данный момент именно Disney обладает самым большим портфелем популярных фильмов последних лет. Если обратиться к сборам в кинотеатрах, то не менее трех фильмов этой компании стабильно попадают в США в пятерку лучших по сборам. И все они в ближайшее время будут удалены из каталога Netflix.

При этом подписка на Disney + будет стоить 6,99 долларов в месяц – это вдвое дешевле, чем стандартная подписка на Netflix в США.

Проблемы появились и со стороны других студий. По данным The Wall Street Journal, самым популярным контентом у видеосервиса остается комедийный сериал «Офис». Однако им владеет компания NBC Universal, которая также планирует запустить свой собственный видеосервис в конце 2020 года. «Офис» станет одним из его эксклюзивов, а значит – тоже исчезнет из библиотеки Netflix.

Телеком-гигант AT&T наиболее известен как крупнейший провайдер телефонной и мобильной связи, однако после покупки WarnerMedia в 2018 году он также стал медиакомпанией. Его основной актив – успешная телевизионная сеть HBO, которая владеет правами на «Игру престолов», «Клан Сопрано», «Секс в большом городе» и другие все еще популярные сериалы.

Именно HBO (а теперь – AT&T) принадлежит популярный сериал «Друзья», который также исчезнет из библиотеки Netflix в 2020 году.

По данным аналитической компании Jumpshot, из 50 самых популярных шоу Netflix более половины принадлежат компаниям, планирующим запустить свои собственные видеосервисы.

Таким образом, в ближайшее время Netflix потеряет большую часть своей библиотеки. Компания явно понимает, какая опасность ей грозит, и пытается укрепить позиции. В 2017 году сервис потратил 12 млрд долларов на создание собственного контента, в 2019 году планируется потратить еще 15 млрд. Сейчас Netflix вкладывает в производство контента больше, чем любая американская кабельная телевизионная сеть, но это может дорого обойтись. За прошлый год задолженность сервиса перед кредиторами выросла на 58%, до 10,3 млрд долларов. При этом заработал Netflix за 2018 год только 1,2 млрд долларов. Выходит, что вне зависимости от того, сколько сервис еще потратит, он не сможет конкурировать с Disney или AT&T.

По словам эксперта, возможен и позитивный сценарий, при котором Netflix сможет выжить, хоть и ценой больших потерь. По его оценкам, рыночная капитализация Netflix составляет около 165 млрд долларов, что делает ее 30-й крупнейшей публичной американской компанией. Можно предположить, что сервису удастся создать массу уникального контента, который понравится пользователям. Однако проблема заключается в том, что компании, производящие контент, не стоят 165 млрд долларов. Для сравнения, капитализация всей The Walt Disney Company составляет около 152 млрд долларов, но и основной ее доход – это тематические парки развлечений и кабельные сети. Собственно киностудии, даже самые успешные, не стоят более 10 млрд.

У Netflix есть только одно преимущество – накопленная аудитория из 149 млн платных подписчиков, а клиента, как известно, легче сохранить, чем получить с нуля. Даже при самом оптимистичном сценарии, по мнению МакБрайда, компания не будет стоить более 100 млрд долларов. Кроме того, ее акции упадут на менее чем на 40% от их текущей цены. Эксперт приводит стоимость акции 225 долл. за штуку, но уточняет, что в течение следующего года их стоимость может сократиться куда больше.

По материалам статьи Netflix's Worst Nightmare Has Come True и квартального отчета Netflix

Павел Соломатин, InterMedia

intermedia.ru