Самое светлое дерево русского леса. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. О березе писали стихи и слагали песни.
Обряды. Береза — священное дерево языческой Руси. На рубеже весны и лета — на Русалочьей неделе, — по поверьям, в ветвях плакучих берез прятались русалки. В брянских селах до сих пор бытует обряд проводов русалки на Троицу. Русалку в образе соломенного чучела в женском платье с пением несут по селу, оставляют под березой, а на следующий день возвращаются с фигуркой в деревню. Судьба обережной куколки незавидная. После общего обеда чучело сжигают.
Берестяные грамоты. Уникальные исторические документы. Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде в 1951 году. В шестидесятых Новгородскую археологическую экспедицию возглавил известный историк и археолог Валентин Янин. На сегодняшний день расшифровано более 900 этих древнерусских документов. А сам бесценный материал для исследований стал музейным достоянием. Коллекция берестяных грамот хранится в Новгородском музее.
Высокий стиль. Береза может стать материалом для ювелира — если на дворе революционный 1917 год, а ювелира зовут Карл Фаберже. Одно из драгоценных пасхальных яиц знаменитого мастера было изготовлено из карельской березы. Оно так и называется — «Березовое». Березовые домики украшали и самые изысканные парки — в Гатчине, Кузьминках, Петергофе. Мода на парковые павильоны-сюрпризы была в России второй половины XVIII века. Скромные фасады скрывали роскошный интерьер.
Хоровод «Березка». В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. Славянские обряды сохраняются в наши дни в народных праздниках и на сцене. Самый знаменитый хоровод завела «Березка» в 1948 году. Под мотив русской народной песни «Во поле березонька стояла…» поплыли по сцене статные девушки. Хоровод исполняется по сей день, а сам ансамбль стал одним из символов России.
Песенное дерево. Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество — народ поет. К слову, и аккомпанемент без березы не обходится — у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.
Береста — любимица резчиков. Мастера вырезают из разных пород дерева, но предпочитают мягкие, податливые. В том числе и березу. Древнее название «бересто» известно с ХV–XVI веков. Туеса из бересты брали в поле, и вода в таких сосудах держала холод. Тобольск, Томск, Прикамье, Вологда, Вятка. В каждой губернии были свои берестяных дел мастера. В калужском Доме мастеров и по сей день учат делать картины на бересте, а в мурманском Доме ремесел — плести из бересты.
Белый ствол и шапка зелени. Художественный взгляд на березу — в творчестве Шишкина, Поленова, Боголюбова, Куинджи. Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря — с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.
Береста музейная. «Сибирская береста» — первый в мире музей с коллекцией произведений современных народных мастеров и художников по бересте. В экспозиции собраны сотни экспонатов 35 народных мастеров России. Картины и иконы, сувениры, игрушки, посуда и украшения. В основе музейного собрания — личная коллекция Идеи Тимофеевны Ложкиной, чье увлечение берестяными работами выросло до масштабов музея.
Береза на экране. Превратить обычную березовую рощу в сказочный лес под силу лишь настоящему сказочнику. Александр Роу нежно любил трогательные белые деревца. В прихожей дома у режиссера была нарисована береза во всю стену. Рощи для своих сказок Александр Артурович снимал под Звенигородом. Деревню Гигирево даже прозвали Гигироу. Рассказчик для взрослых Василий Шукшин и его герой Егор Прокудин в «Калине красной» разговаривает с молодыми березками — символом чистоты и нежности.
Береза — поэтическая муза. Поэты «Страны березового ситца» восхищаются березой из века в век. «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», — писал Пушкин о путешествии на юг в ХIX веке. «Принакрылась снегом, словно серебром», — восклицал Сергей Есенин — уроженец поэтичного села Константиново в ХХ столетии. И наши современники, в числе которых Андрей Дементьев, в долгу не остались: «Березы в ночи — как улыбки… Вот так улыбается Русь».